Исторический опыт пропаганды энергосбережения
Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны.
В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».
В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны, через которые по капле вытекало целое море.
В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».
Работа учреждения в направлении энергосбережения, экономия энергоресурсов, проведение мероприятий в учреждении
Для формирования энергосберегающего сознания школьников в школе проводится следующая работа:
- организован сбор отработанных батареек в проекте «Экозабота»
- ежегодный сбор макулатуры и последующее представление результатов о сэкономленных ресурсах (электричество, вода, деревья)
- тема энергосбережения неоднократно была отражена в исследовательских работах учащихся в школьной научно-практической конференции «Открытие»
- в классах могут быть организованы классные часы по теме энергосбережения
- Информирование школьников об обучающих on-line игры:
Центр энергоэффективности Министерства образования и РФ разработал обучающие on-line игры такие, как «Мы и энергия», «Умный город» и др.
Игра «Мы и энергия» знакомит с различными методами и технологиями энергоэффективных мероприятий; показывает виртуальное внедрение мероприятий на конкретном объекте; демонстрирует экономию средств в денежном эквиваленте и в относительных показателях.
Игра «Умный город» - выстраивает в «реальном времени» эко-город, проходя этапы развития от существующих технологий и методов управления энергоресурсами к современным инновационным технологиям и методам управления энергоресурсами;
Все эти мероприятия направлены на формирование энергосберегающего образа жизни учащихся. Причем участниками могут быть как младшие, так и старшие школьники. К участию в мероприятиях могут быть привлечены родители и приглашенные специалисты.
Распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства
Показателен международный опыт Норвегии, которая инициировала проект SPARE (School Project for Application for Recourses and Energy). Идея проекта - перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, их семей и местных сообществ. В проекте принимают участие более 6 000 школ из 17 стран. В рамках проекта осуществляется методическая поддержка учителей в области проведения мероприятий по повышению энергоэффективности в своих школах, организуются конкурсы по энергосбережению для школьников.
В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережнию для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.
В 2012 году Минэкономразвития России был создан специализированный Интернет-портал по пропаганде энергосбережения. В настоящее время это целый комплекс интернет-порталов по пропаганде энергосбережения: портал «Энергоэффективная Россия» (energosber.info), ГИС Энергоэффективность (gisee.ru), портал «зеленая кнопка» (newenergy.gov.ru).
Воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия
- «Энергосбережение – дело для всех - польза для каждого»
- «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
- «Энергосбережение – новый подход к решению старых проблем»
- «Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение»
- «Берегите электричество в любых количествах»
- «И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»
- «Выключить также легко, как и включить»
- «Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»
Исторический опыт пропаганды энергосбережения
Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны.
В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».
В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны, через которые по капле вытекало целое море.
В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».
Работа учреждения в направлении энергосбережения, экономия энергоресурсов, проведение мероприятий в учреждении
Для формирования энергосберегающего сознания школьников в школе проводится следующая работа:
- организован сбор отработанных батареек в проекте «Экозабота»
- ежегодный сбор макулатуры и последующее представление результатов о сэкономленных ресурсах (электричество, вода, деревья)
- тема энергосбережения неоднократно была отражена в исследовательских работах учащихся в школьной научно-практической конференции «Открытие»
- в классах могут быть организованы классные часы по теме энергосбережения
- Информирование школьников об обучающих on-line игры:
Центр энергоэффективности Министерства образования и РФ разработал обучающие on-line игры такие, как «Мы и энергия», «Умный город» и др.
Игра «Мы и энергия» знакомит с различными методами и технологиями энергоэффективных мероприятий; показывает виртуальное внедрение мероприятий на конкретном объекте; демонстрирует экономию средств в денежном эквиваленте и в относительных показателях.
Игра «Умный город» - выстраивает в «реальном времени» эко-город, проходя этапы развития от существующих технологий и методов управления энергоресурсами к современным инновационным технологиям и методам управления энергоресурсами;
Все эти мероприятия направлены на формирование энергосберегающего образа жизни учащихся. Причем участниками могут быть как младшие, так и старшие школьники. К участию в мероприятиях могут быть привлечены родители и приглашенные специалисты.
Распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства
Показателен международный опыт Норвегии, которая инициировала проект SPARE (School Project for Application for Recourses and Energy). Идея проекта - перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, их семей и местных сообществ. В проекте принимают участие более 6 000 школ из 17 стран. В рамках проекта осуществляется методическая поддержка учителей в области проведения мероприятий по повышению энергоэффективности в своих школах, организуются конкурсы по энергосбережению для школьников.
В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережнию для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.
В 2012 году Минэкономразвития России был создан специализированный Интернет-портал по пропаганде энергосбережения. В настоящее время это целый комплекс интернет-порталов по пропаганде энергосбережения: портал «Энергоэффективная Россия» (energosber.info), ГИС Энергоэффективность (gisee.ru), портал «зеленая кнопка» (newenergy.gov.ru).
Воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия
«Энергосбережение – дело для всех - польза для каждого»
«Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»
«Энергосбережение – новый подход к решению старых проблем»
«Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение»
«Берегите электричество в любых количествах»
«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»
«Выключить также легко, как и включить»
«Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»